Развитие орфографической зоркости
Образование

Развитие орфографической зоркости

«Пиши правильно», — регулярно говорят учителя школьникам. Но не каждый ребенок овладевает орфографическими правилами сразу. Проще говоря, у них отсутствует орфографическая зоркость, которую, однако, можно развить. Наибольшее значение имеет обучение орфографии в начальной школе, так как именно в этом возрасте формируются основы образования. Чем старше человек, тем труднее ему переучиться и запомнить верное написание и произношение.

Теоретическое определение

Орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове с точки зрения его позиции. То есть четко различать, когда находится в сильном положении, а когда – в слабом. В зависимости от этого можно делать вывод: когда звук указывает на одну, конкретную букву, а когда он может быть обозначен разными буквами.

Главная цель развития орфографической зоркости в начальной школе — научить ребенка узнавать звук в слабой позиции, чтобы школьник мог подобрать проверочное слово.

Виды восприятия при орфографической зоркости

Для ее развития и облегчения запоминания орфограмм учитель дает детям упражнения, которые затрагивают те или иные типы восприятия:

1. Зрительное. В этом случае ребенок запоминает правильное написание визуально. Используются такие упражнения, как объяснительный диктант, выборочное списывание, выделение орфограмм, письмо по памяти и т.д.
2. Слуховое. Школьники в этом случае учатся определять орфограмму на слух, оценивая позицию звука. Методы развития: диктанты выборочный и предупредительный, сигнальные карточки;
3. Артикуляционное. Ребенок запоминает артикуляцию при озвучивании той или иной буквы. Орфографическое проговаривание — вот оптимальное упражнение;
4. Моторное. Запоминается написание тех или иных орфограмм. Любые письменные упражнения развивают рукодвигательное восприятие;
5. Комбинированное. Именно оно дает наибольший эффект и нуждается в развитии. В этом случае запоминаются сразу произношение и написание орфограмм.

Использовать все перечисленные упражнения на развитие восприятия и формирование орфографической зоркости можно не только в школе, но и дома. Регулярные диктанты и списывания могут значительно улучшить правописание. Упражнения желательно комбинировать и разнообразить. Лучше всего орфограмма запоминается, когда школьник знаком с ее написанием и произношением. И конечно, не следует пренебрегать комментированием: школьник должен объяснять правописание, чтобы лучше запоминать различные орфограммы.
Кроме того, сочетание разных упражнений, разнообразие программы не дает школьникам заскучать и вызывает у них больше интереса. При наличии познавательного интереса развитие орфографической зоркости происходит гораздо быстрее.

Общие методы

Прежде всего ребенка нужно научить слышать звуки: определять их количество в слогах и словах, отличать гласные от согласных и знать, в какой позиции звук считается сильным, в какой — слабым. На этом этапе закладывается общая база знаний, поэтому пропускать данную стадию обучения нельзя. Можно составлять вместе с ребенком специальные звуковые схемы, на которых визуально видны особенности звуков.

Для изучения написания слов можно использовать «волшебный квадрат». Он вырезается из плотной бумаги и накладывается на написанное слово таким образом, чтобы виден был только один слог. Передвигая квадрат и открывая слоги, школьник может изучить их, найти пропуск слова. Суть «волшебного квадрата» в том, что ребенок не скользит глазами по строчке, а изучает слово внимательно, ему легче обнаружить ошибку и запомнить написание.